Yoga Method
(article)

Влияние практики йоги на нейропластичность

Введение

Нервная система играет исключительную интегрирующую роль в#nbsp;жизнедеятельности организма, так как объединяет его в#nbsp;единое целое и#nbsp;«вписывает» его в#nbsp;окружающую среду. Она обеспечивает согласованную работу отдельных частей организма (координацию), поддержание равновесного состояния в#nbsp;организме (гомеостаз) и#nbsp;приспособление организма к#nbsp;изменениям внешней и/или внутренней среды (адаптивное состояние и/или адаптивное поведение).

Нервная система обеспечивает взаимосвязь и#nbsp;взаимодействие между организмом и#nbsp;внешней средой.

Основные процессы в#nbsp;нервной системе:

  1. Трансдукция. Превращение раздражения, внешнего по#nbsp;отношению к#nbsp;самой нервной системе, в#nbsp;нервное возбуждение, которым она может оперировать.
  2. Трансформация. Переделка, преобразование входящего потока возбуждения в#nbsp;выходящий поток с#nbsp;отличающимися характеристиками.
  3. Распределение. Распределение возбуждения и#nbsp;направление его по#nbsp;разным путям, по#nbsp;разным адресам.
  4. Моделирование. Построение нервной модели раздражения и/или раздражителя, которая заменяет сам раздражитель. С#nbsp;этой моделью нервная система может работать, она может её#nbsp;хранить, видоизменять и#nbsp;использовать вместо реального раздражителя. Сенсорный образ#nbsp;— один из#nbsp;вариантов нервных моделей раздражения.
  5. Модуляция. Нервная система под влиянием раздражения изменяет себя и/или свою деятельность.
  6. Активация исполнительного органа для совершения действия. Таким способом нервная система обеспечивает рефлекторную ответную реакцию на#nbsp;раздражение.

Значение нервной системы:

  1. Обеспечивает взаимосвязь между органами, системами органов и#nbsp;между отдельными частями организма. Это её#nbsp;координационная функция. Она координирует (согласовывает) работу отдельных органов в#nbsp;единую систему.
  2. Обеспечивает взаимодействие организма с#nbsp;окружающей средой.
  3. Обеспечивает мыслительные процессы. К#nbsp;этому относится восприятие информации, усвоение информации, анализ, синтез, сравнение с#nbsp;прошлым опытом, формирование мотивации, планирование, постановка цели, коррекция действия при достижении цели (исправление ошибок), оценка результатов деятельности, переработка информации, формирование суждений, заключений выводов и#nbsp;абстрактных (общих) понятий.
  4. Осуществляет контроль за#nbsp;состоянием организма и#nbsp;отдельных его частей.
  5. Управляет работой организма и#nbsp;его систем.
  6. Обеспечивает активацию и#nbsp;поддержание тонуса, т.#nbsp;е. рабочего состояния органов и#nbsp;систем.
  7. Поддерживает жизнедеятельности органов и#nbsp;систем. Кроме сигнальной функции нервная система имеет ещё и#nbsp;трофическую функцию, т.#nbsp;е. выделяемые ей#nbsp;биологически активные вещества способствуют жизнедеятельности иннервируемых органов. Органы, лишённые подобной «подпитки» со#nbsp;стороны нервных клеток, атрофируются, т.#nbsp;е. могут отмереть.

Схема строения ЦНС (центральной нервной системы)


Нейрон#nbsp;— основная структурная и#nbsp;функциональная единица нервной системы.

Существует несколько и#nbsp;других определений нейрона.

Нейроны#nbsp;— это нервные клетки нашего мозга, которые проводят нервные импульсы. Импульсы несутся с#nbsp;высокой скоростью: расстояние от#nbsp;одного нейрона к#nbsp;другому сообщение пробегает меньше чем за#nbsp;1/5000 долю секунды. Благодаря этому мы#nbsp;чувствуем, думаем, действуем.

  • Нейрон#nbsp;— это специализированная отросчатая клетка, способная воспринимать, проводить и#nbsp;передавать нервное возбуждение для обработки информации в#nbsp;нервной системе.
  • Нейрон#nbsp;— это сложно устроенная возбудимая секретирующая высокодифференцированная нервная клетка с#nbsp;отростками, которая воспринимает нервное возбуждение, перерабатывает его и#nbsp;передаёт другим клеткам. Кроме возбуждающего воздействия нейрон может оказывать на#nbsp;свои клетки-мишени также тормозное или модулирующее воздействие.

Нейроны входят в#nbsp;систему биорегуляции и#nbsp;хеморегуляции организма.

Возбуждение через синапсы передаётся химическим путём с#nbsp;помощью особых управляющих веществ, находящихся в#nbsp;синаптических пузырьках, расположенных в#nbsp;пресинаптической бляшке. Общее название этих веществ#nbsp;— нейротрансмиттеры, т.#nbsp;е. «нейропередатчики». Их#nbsp;разделяют на#nbsp;медиаторы (посредники), которые передают возбуждение или торможение, и#nbsp;модуляторы, которые изменяют состояние постсинаптического нейрона, но#nbsp;возбуждение или торможение сами не#nbsp;передают.

Когда нервный импульс доходит до#nbsp;места соединения одного нейрона с#nbsp;другим, то#nbsp;передающий нейрон выбрасывает в#nbsp;пространство между их#nbsp;примыкающими отростками молекулы нейромедиатора. Этот нейромедиатор улавливается окончанием воспринимающего нейрона, после чего воспринимающий нейрон порождает (генерирует) уже свой нервный импульс и#nbsp;отправляет его дальше по#nbsp;цепи нейронов.

Функционально нейрон можно рассматривать как один из#nbsp;уровней организации нервной системы, который связывает друг с#nbsp;другом сразу несколько других уровней: с#nbsp;одной стороны, молекулярный, синаптический и#nbsp;субклеточный уровни и, с#nbsp;другой стороны, надклеточные уровни: локальных нейронных сетей, нервных центров и#nbsp;крупных функциональных систем мозга, организующих поведение.


Нейропластичность

Применительно к#nbsp;нервной системе#nbsp;— способность нервных элементов и#nbsp;регуляторных молекул к#nbsp;адаптивной перестройке под влиянием эндогенных и#nbsp;экзогенных воздействий. В#nbsp;условиях патологии нейропластичность обеспечивает компенсаторную (восстановительную) функцию мозга. Нейропластичность может проявляться как для отдельной клетки (потенциация, защита от#nbsp;повреждения, компенсация функций), так и#nbsp;на#nbsp;уровне интегративной деятельности мозга в#nbsp;целом (адаптация, доминанта, обучение и#nbsp;др.).

Когда человек рождается, он#nbsp;уже имеет большое количество нейронных образований, отвечающих за#nbsp;работу внутренних органов, систем дыхания, кровоснабжения, выведения отходов организма и#nbsp;других. С#nbsp;рождения до#nbsp;двух лет количество нейронных образований у#nbsp;человека повышается в#nbsp;разы, так как он#nbsp;учится ходить, говорить, распознавать предметы, людей, приобретает опыт знакомства с#nbsp;окружающим миром. Ресурсы, внешние для новорожденного человека, быстро становятся внутренними, неотделимыми от#nbsp;личности.

Многие нейробиологи и#nbsp;другие ученые в#nbsp;течении многих десятилетий верили и#nbsp;доказывали, что нервные клетки (нейроны) не#nbsp;способны к#nbsp;регенерации (восстановлению), что число нейронов у#nbsp;взрослого человека#nbsp;— это постоянная величина и#nbsp;в#nbsp;течении жизни их#nbsp;становится только меньше, а#nbsp;так называемое восстановление нервных клеток является лишь процессом возникновения новых связей в#nbsp;оставшихся нейронах. Еще Хебб в#nbsp;1949 году утверждал, что гибкость нервной системы возможна лишь за#nbsp;счет развития новых синапсов, без образования новых нейронов. Т.#nbsp;е. понятие пластичности мозга в#nbsp;связи с#nbsp;запоминаниями, обучением и#nbsp;другими возможностями взрослого человека укладывалось в#nbsp;указанную выше теорию. Все исследования заключались в#nbsp;изучении изменений в#nbsp;рецепторах нейромедиатора и#nbsp;количестве синапсов.

Первые открытия в#nbsp;области образования новых нейронов начались в#nbsp;1960 году. Недавно проведенные исследования показали, что в#nbsp;течении всей жизни у#nbsp;человека происходит процесс деления нервных стволовых клеток как минимум в#nbsp;двух областях мозга: в#nbsp;зубчатой извилине гиппокампа, которая имеет важное значение в#nbsp;процессах обучения и#nbsp;памяти, а#nbsp;также в#nbsp;субвентрикулярной зоне мозга передних боковых желудочков, на#nbsp;месте происхождения нейронов обонятельных луковиц. До#nbsp;настоящего времени роль нервных стволовых клеток не#nbsp;изучена точно, но#nbsp;считается, что данные клетки связаны с#nbsp;обучением, настроением и#nbsp;ассоциациями сенсорной информации.

Нейрогенез у#nbsp;взрослых#nbsp;— это явление, относительно недавно признанное научным сообществом, которое опровергло существовавшую долгое время научную теорию о#nbsp;статичности нервной системы и#nbsp;её#nbsp;неспособности к#nbsp;регенерации. В#nbsp;течение многих лет только небольшое число нейробиологов рассматривало возможность нейрогенеза. Однако, в#nbsp;последние десятилетия, благодаря развитию иммуногистохимических методов и#nbsp;конфокальной микроскопии, сначала было признано наличие нейрогенеза у#nbsp;певчих птиц, а#nbsp;затем были получены неоспоримые доказательства нейрогенеза в#nbsp;субвентрикулярной зоне и#nbsp;субгранулярной зоне (части зубчатой извилины гиппокампа) у#nbsp;млекопитающих и#nbsp;в#nbsp;том числе у#nbsp;людей. Нейрогенез у#nbsp;взрослого человека представляет собой процесс роста количества нейронов, формирование новых синаптических связей, создание нейронных сетей. Нейрорегенерация заключается в#nbsp;росте либо восстановлении повреждённых нервных тканей.

Ранее ученые считали, что связи между нейронами закреплены с#nbsp;рождения и#nbsp;не#nbsp;подвержены влиянию человеческого опыта. Сегодня мнение изменилось. На#nbsp;то, сколько таких связей будет создано нервной системой, оказывают огромное влияние события нашей жизни#nbsp;— все огромное многообразие того, что мы#nbsp;впитываем в#nbsp;себя с#nbsp;младенчества. При овладении новыми навыками, при встрече с#nbsp;новыми чувствами в#nbsp;сложной нейронной сети у#nbsp;нас постоянно формируются новые связи.

Поэтому межнейронные связи мозга у#nbsp;каждого из#nbsp;нас#nbsp;— структура уникальная.

При этом мы#nbsp;можем перестроить мозг за#nbsp;счет создания новых нейронных связей, эту способность мозга называют нейропластичностью.

Каждый раз, когда по#nbsp;мозгу проходит сообщение, с#nbsp;одного нейрона на#nbsp;другой
перескакивает множество нервных импульсов.

Передача таких сообщений происходит не#nbsp;напрямую, а#nbsp;через посредника. Посредник#nbsp;— это химическое вещество, называемое медиатором. При передаче сообщений один нейрон аккумулирует медиаторы на#nbsp;кончике «корня», а#nbsp;затем пускает их в#nbsp;«свободное плавание». Задача медиаторов#nbsp;— перенести нервный импульс к#nbsp;другому нейрону через некий барьер (синапс). Медиаторы могут причаливать только к#nbsp;определенному месту на#nbsp;соседнем нейроне. А#nbsp;точка причаливания принимает только один вид медиаторов. Но#nbsp;сам медиатор может причалить не#nbsp;к#nbsp;одному нейрону.

В#nbsp;зависимости от#nbsp;сообщения, которое несет медиатор, нервный импульс либо продолжает свой путь, либо прямо здесь останавливается. Пока второй нейрон «читает» сообщение и#nbsp;«решает», продолжать#nbsp;ли нервному импульсу свой путь дальше, медиатор остается на#nbsp;причале.

Если нейрон «решил» что делать дальше, происходит либо бег импульса дальше по#nbsp;цепочке, либо нейтрализация информации в#nbsp;нейроне и#nbsp;разрушение медиатора. Такая система переноса импульсов помогает нам фильтровать на#nbsp;самом деле важную входящую информацию от#nbsp;не#nbsp;имеющего значения так называемого «шума».

Если сообщения повторяются, медиаторы быстрее и#nbsp;легче достигают точки причаливания на#nbsp;соседнем нейроне, формируется устойчивая нейронная связь.

Экспрессивное образование новых нейрональных структур происходит во#nbsp;взрослом мозге при увеличенной физической активности, гипоксии, стрессе, обучении, пребывании в#nbsp;благоприятной «обогащенной среде».

Нейрогенез у#nbsp;взрослых организмов представляет один из#nbsp;важнейших механизмов пластичности мозга, который выражается в#nbsp;увеличении числа клеток, участвующих в#nbsp;структурной перестройке нейрональных сетей, формировании и#nbsp;перекодировке синапсов как узлов переключения информационного сигнала, увеличении функциональных возможностей мозга и#nbsp;его выживания в#nbsp;меняющихся условиях среды обитания. Таким образом, основная функция нейральных стволовых клеток заключается в#nbsp;постоянной и#nbsp;естественной компенсации клеток мозга, утрачиваемых организмом в#nbsp;процессе жизнедеятельности или вследствие патологических причин.

В#nbsp;общем плане нейрональная пластичность пластичность рассматривается как интегративная программа, связующая соматическую, ментальную и#nbsp;социальную сферы жизнедеятельности. Дисфункция их, сопряженная с#nbsp;медиаторным дисбалансом, является одной из#nbsp;причин развития нейродеструктивных и#nbsp;психических расстройств (Дамулин И.#nbsp;В.#nbsp;Основные механизмы нейропластичности и#nbsp;их#nbsp;клиническое значение. «Журнал неврологии и#nbsp;псхиатрии#nbsp;им. Корсакова», 2009, № 4:4−8).

Любой внутренний ресурс#nbsp;— это, по#nbsp;сути, навык, крепкая нейронная связь. А#nbsp;крепкая нейронная связь формируется двумя основными способами:
  1. Одномоментно, под воздействием сильных эмоций.
  2. Постепенно, путем многократного повторения.


Ресурс как нейронная связь.
Нейронные связи и внутренний контроль.

Любые действия имеют какой-то развивающий эффект только тогда, когда происходят на#nbsp;грани потери контроля над ситуацией. И#nbsp;чем более выражена эта грань#nbsp;— тем больший эффект. Потеря контроля заставляет нас формировать новые нейронные связи, делая структуру более обширной. А#nbsp;обширность эта достигается за#nbsp;счет захвата в#nbsp;сеть «открытых» нейронов.

Постоянно работающий нейрон со#nbsp;временем покрывается оболочкой из#nbsp;особого вещества, называемого миелин. Это вещество значительно повышает эффективность нейрона как проводника электрических импульсов. Покрытые миелиновой оболочкой нейроны работают без затраты излишней энергии. Нейроны с#nbsp;миелиновой оболочкой выглядят скорее белыми, чем серыми, поэтому мы#nbsp;разделяем наше мозговое вещество на#nbsp;«белое» и#nbsp;«серое». Обычно покрытие нейронов оболочкой у#nbsp;человека активно до#nbsp;двух, и#nbsp;снижается к#nbsp;семи годам. Существуют бедные миелином «открытые» нейроны, в#nbsp;которых скорость проведения импульса всего 1−2 м/с, то#nbsp;есть в#nbsp;100 раз медленнее, чем у#nbsp;миелиновых нейронов.

Потеря контроля заставляет мозг «искать» и#nbsp;подключать в#nbsp;свою сеть «открытые» нейроны, чтобы сформировать новый кусок нейронного образования, «ответственного» за#nbsp;новый опыт. Именно поэтому действия, в#nbsp;которых полностью исключена возможность потери контроля нам просто неинтересно выполнять. Они скучны и#nbsp;рутинны, не#nbsp;требуют особой активности мозга. А#nbsp;если мозг не#nbsp;получает достаточной активности#nbsp;— он#nbsp;деградирует, незадействованные нейроны отмирают, человек тупеет и#nbsp;глупеет.

Если потеря контроля каждый раз ведет к#nbsp;формированию нужного результата, то#nbsp;говорят о#nbsp;положительном подкреплении.

Так дети учатся ходить, ездить на#nbsp;велосипеде, плавать и#nbsp;так далее. Причем, чем больше часов, затрачиваемых на#nbsp;какое-то занятие, тем больше миелиновых нейронов в#nbsp;мозге, а#nbsp;значит выше его производительность.

Современной нейрофизиологии известно, что время формирования разветвлённой структуры отростков нейрона#nbsp;— 40−45 дней, а#nbsp;время, требующееся на#nbsp;формирование новых нейронов#nbsp;— 3−4 месяца.

Следовательно, для того, чтобы ресурс из#nbsp;внешнего превратился во#nbsp;внутренний, достаточно сформировать НОВОЕ нейронное образование под конкретную задачу. На#nbsp;это потребуется не#nbsp;менее 120 дней.

Если человек будет дольше развивать навык вождения, то#nbsp;через некоторое время нейронное образование, отвечающее за#nbsp;этот навык, станет устойчивым, автономным, стабильным. Если#nbsp;же человек не#nbsp;будет пользоваться вновь созданным нейронным образованием, то#nbsp;через некоторое время оно распадется, разрушится.

Любой другой ресурс делается внутренним по#nbsp;такому#nbsp;же принципу. Внутренний ресурс#nbsp;— есть не#nbsp;что иное, как образование в#nbsp;мозговых структурах устойчивых нервных взаимосвязей, отличающихся повышенной готовностью к#nbsp;функционированию по#nbsp;сравнению с#nbsp;другими цепочками нейронного реагирования.

Чем больше мы#nbsp;повторяем какие-либо действия, мысли, слова, тем более активными и#nbsp;автоматическими становятся соответствующие нейронные пути.


Статьи и исследования о влиянии практики йоги на нейропластичность

Фронтальная лобная доля#nbsp;— это центр высшей познавательной деятельности, включающей: планирование, способность к#nbsp;разлиичению, абстрактное мышление, осознание себя как личности, и#nbsp;поведение.

Школа в#nbsp;Бихаре называет дыхательную технику Капалабхати «очисткой фронтальной коры мозга,» благодаря омолаживающему эффекту, который она оказывает на#nbsp;эту область мозга.

Известный как место сознательного мышления, «большой мозг» это самая крупная часть мозга. Он#nbsp;разделен на#nbsp;левое и#nbsp;правое полушарие. На#nbsp;физическом уровне, правое полушарие контролирует левую часть тела, а#nbsp;левое полушарие#nbsp;— правую. На#nbsp;уровне тонкого тела, канал ида (канал лунной энергии) связан с#nbsp;правой половиной мозг, и#nbsp;канал пингала (канал солнечной энергии) связан с#nbsp;левой половиной мозга.

Передняя часть лобной доли, префронтальная кора, наиболее развитая часть мозга и#nbsp;отвечает за#nbsp;такие позитивные способности, как концентрация, счастье, креативность и#nbsp;рациональное мышление. Исследования с#nbsp;использованием с#nbsp;использование энцефалограмм показали, что медитация укрепляет связь между префронтальной корой и#nbsp;другими областями мозга.

Примерно размером с#nbsp;горошину, гипофиз является главной железой эндокринной системы человека, производящая и#nbsp;поставляющая гормоны, отвечающие за#nbsp;процесс роста, метаболизм и#nbsp;функционирование других гормонов. На#nbsp;более тонком уровне, гипофиз связан с#nbsp;шестой, или аджна-чакрой. «Аджна» буквально означает «командный центр.»

Нейро-трансмиттеры служат химическими передатчиками информации между нервными клетками. Неврологические расстройства часто являются результатом недостатка нейротрансмиттеров. Например, низкий уровень гамма-аминомасляной кислоты связан с#nbsp;депрессией и#nbsp;тревожностью. Недавние исследования показали связь между регулярной практикой асан и#nbsp;возросшим уровнем содержания этого нейро-трансмиттера.

Ствол мозга, связывающий головной мозг со#nbsp;спинным, играет решающую роль в#nbsp;пищеварении, частоте сердечных сокращений и#nbsp;диафрагмальном дыхании. Нейроны, находящиеся в#nbsp;стволе мозга, посылаю нервный импульс в#nbsp;диафрагму, что вызывает ее#nbsp;сокращение, инициируя тем самым вдох.

Исследование 2010 года, что у#nbsp;людей, медитирующих 30 минут в#nbsp;день в#nbsp;течение 8 недель, наблюдается сокращение серого вещества в#nbsp;амигдале#nbsp;— которое связано со#nbsp;страхом и#nbsp;тревогой.

Большие полушария мозга отвечают за#nbsp;равновесие, координацию мускул, рефлексы и#nbsp;движение. Выполнение асан было#nbsp;бы невозможно без них.

Лимбическая система состоит из#nbsp;структур, ответственных за#nbsp;память и#nbsp;эмоции#nbsp;— это гиппокамп, амигдала, таламус и#nbsp;гипоталамус. Исследование 2010 года, что у#nbsp;людей, медитирующих 30 минут в#nbsp;день в#nbsp;течение 8 недель, наблюдается сокращение серого вещества в#nbsp;амигдале —которое связано со#nbsp;страхом и#nbsp;тревогой, и#nbsp;рост серого вещества в#nbsp;гиппокампе, который играет жизненно важную роль в#nbsp;формировании памяти

Как главный центр мозга по#nbsp;обработке зрительной информации, затылочная доля помогает следовать инструкциям на#nbsp;занятии по#nbsp;йоге, воспринимаемым зрительно. Височные доли отвечают за#nbsp;способность понимать руководства к#nbsp;асанам, призносимые вслух, т.#nbsp;е. отвечает за#nbsp;слуховое восприятие.

Теменная доля связана с#nbsp;движением конечностей, пониманием речи и#nbsp;чувством боли. Согласно исследованию, опубликованному в#nbsp;Журнале Неврологии в#nbsp;апреле 2011, сканирование этой области мозга показало, что медитация осознанности может значительно снизить чувствительность к#nbsp;боли —даже больше, чем морфин. (yogainternational.com)

На#nbsp;вдохе, когда легкие наполняются воздухом, мозг уменьшается в#nbsp;размерах, а#nbsp;на#nbsp;выдохе, наоборот, увеличивается. Изменение размеров мозга прямопропорционально объему вдыхаемого и#nbsp;выдыхаемого воздуха. Увеличение его размеров можно прочувствовать на#nbsp;висках,#nbsp;— сделайте резкий глубокий вдох, и#nbsp;вы#nbsp;ощутите легкое напряжение в#nbsp;этой области.

Мозг#nbsp;— это губчатая масса, которая сжимается и#nbsp;раздувается в#nbsp;соответствии с#nbsp;дыхательным ритмом. Это колебательное движение влияет на#nbsp;циркуляцию крови. Йогическое дыхание увеличивает амплитуду колебаний объема мозга, а#nbsp;Капалабхати и#nbsp;Бхастрика усиливают этот эффект.

При обычном дыхании размеры мозга изменяются 18 раз в#nbsp;минуту. Во#nbsp;время Капалабхати, дыхательный ритм достигает 120 вдохов в#nbsp;минуту. Это настоящий массаж для мозга. Массаж, сопровождаемый обильным притоком крови, который питает все клетки мозговой коры и, в#nbsp;особенности, две основные железы, гипофиз и#nbsp;эпифиз. И#nbsp;все это абсолютно безопасно, так как кровяное давление остается постоянным. Увеличивается только скорость кровообращения. Капалабхати в#nbsp;буквальном смысле слова «вымывает» головной мозг (отсюда и#nbsp;название упражнения), что благотворно влияет на#nbsp;его работу.

Это упражнение особенно полезно для современного человека, ведущего сидячий образ жизни, дыхание которого поверхностное, а#nbsp;воздух, которым он#nbsp;дышит, потерял все свои живительные свойства.

Пранаяма стимулирует работу мозга, выводит венозную кровь (ту#nbsp;ее#nbsp;часть, которая циркулирует слишком медленно) и#nbsp;обогащает ее#nbsp;кислородом. Капалабхати ускоряет все эти процессы.

Напомним, что в#nbsp;переводе с#nbsp;санскрита Капалабхати означает «блестящий череп» или «та, которая его чистит». Но#nbsp;вполне корректно перевести Капалабхати и#nbsp;как «чистота мозга», учитывая ее#nbsp;очищающие и#nbsp;питающие свойства.

После этого упражнения чистый, здоровый и#nbsp;насыщенный кислородом мозг готов к#nbsp;полноценной умственной работе.(http://polbu.ru/lisbet_pranayama/ch34_all.html)

Йога сочетает в#nbsp;себе позы, дыхание и#nbsp;медитацию. Использовали магнитно-резонансную томографию для сравнения возрастных изменений серого вещества (GM) у#nbsp;йогов и#nbsp;контрольных групп. Также изучили влияние увеличения опыта йоги и#nbsp;еженедельной практики на#nbsp;объем#nbsp;ГМ и#nbsp;оценили, какие аспекты еженедельной практики внесли наибольший вклад в#nbsp;размер мозга. Органы управления продемонстрировали хорошо документированное возрастное глобальное снижение#nbsp;GM головного мозга, в#nbsp;то#nbsp;время как у#nbsp;йогов этого не#nbsp;произошло. Из#nbsp;этого можно сделать вывод, что йога способствует защите мозга от#nbsp;возрастных последствий. Годы опыта йоги коррелировали в#nbsp;основном с#nbsp;различиями в#nbsp;объеме#nbsp;GM в#nbsp;левом полушарии, предполагая, что йога настраивает мозг на#nbsp;парасимпатически управляемый режим и#nbsp;положительные состояния. Количество часов еженедельной практики коррелировали с#nbsp;объемом#nbsp;GM в#nbsp;первичной соматосенсорной коре / верхней теменной доле (S1 / SPL), корешке преднесущих / задних конусов (PCC), гиппокампе и#nbsp;первичной зрительной коре (V1). Анализ данных показал, что сочетание поз и#nbsp;медитации в#nbsp;наибольшей степени способствовало размеру гиппокампа, precuneus / PCC и#nbsp;S1 / SPL, в#nbsp;то#nbsp;время как комбинация медитации и#nbsp;дыхательных упражнений внесла наибольший вклад в#nbsp;объем V1. Потенциальные нейропротекторные эффекты йоги могут обеспечить нейронную основу, что является одним из#nbsp;ее#nbsp;полезных эффектов.

Регулярная практика йоги может оказывать нейропротекторное воздействие на#nbsp;общее снижение#nbsp;ГМ головного мозга. Кроме того, результаты показывают, что более регулярная практика йоги связана с#nbsp;большим объемом мозга в#nbsp;областях, связанных с#nbsp;представлением тела, вниманием, самостоятельной обработкой, визуализацией и#nbsp;регулированием стресса. Отдельные компоненты практики йоги (позы, дыхательные упражнения и#nbsp;медитация) или комбинация этих техник влияет на#nbsp;объемы#nbsp;ГМ этих зон мозга по-разному, в#nbsp;соответствии с#nbsp;характером обработки, происходящей в#nbsp;этих структурах. Кроме того, некоторые изменения мозга продолжают возникать после нескольких лет практики, о#nbsp;чем свидетельствует связь между увеличением опыта йоги и#nbsp;увеличением объема мозга в#nbsp;областях, поддерживающих вегетативную интеграцию, эмоциональную обработку и#nbsp;регулирование, иерархическую последовательную организацию и#nbsp;область мозга, мониторинг перехода между безвредным и#nbsp;болезненным ощущением или опытом, характеризующимся пониманием единства всей реальности и#nbsp;чувств мира и#nbsp;радости. Большинство этих связанных с#nbsp;опытом изменений были расположены в#nbsp;левом полушарии, предполагая, что возрастающие годы практики йоги постепенно настраивают мозг на#nbsp;парасимпатически управляемый режим и#nbsp;положительные аффективные состояния.

2024-05-07 00:00