yoga_method | йога_метод | Гуру в практике йоги
YOGA_METHOD. Это движение от простого к сложному, от идей к опыту, от личности к сущности. Это ответственность быть Собой.
йога, йога метод, yoga camp, йога тур, йога интенсив, курсы, yoga method, михаил павлов
5587
post-template-default,single,single-post,postid-5587,single-format-standard,ajax_fade,page_not_loaded,,qode-title-hidden,qode_grid_1300,qode-child-theme-ver-1.0.0,qode-theme-ver-13.6,qode-theme-bridge,wpb-js-composer js-comp-ver-5.4.5,vc_responsive
Гуру в практике йоги

Гуру в практике йоги

Автор Другова Кристина.

Введение.

Гуру в практике йоги

В современном мире йога набирает всё большую популярность среди населения всех материков, любого пола и социального статуса. Появляются всё новые виды и течения йоги, приходят новые мастера со своими наработками. Йогой занимаются в группах, в залах или на свежем воздухе, и не нужно подчёркивать, что часто современный вид отличается от того, что предписывается в древних текстах. И одно из бросающихся в глаза отличий, которое можно встретить во всех древних комментариях, заключается в необходимости заниматься под руководством гуру.

С одной стороны, практики асан, пранаямы, медитации, концентрации описаны в текстах, на сайтах, в лекциях в общем доступе. Тогда зачем тратить время и силы на поиски учителя, за которым многие, конечно же, отправятся в Индию или Непал, если можно ходить к инструктору в своём городе и всегда обратиться к материалам в интернете, если появится такой запрос.
С другой стороны, не зря же в текстах по йоге всё время упоминается необходимость практиковать под руководством учителя. И если эта рекомендация была актуальна в древности, почему бы ей не быть актуальной и в наше время?
Данная работа лишь немного приоткрывает эту тему. Здесь рассмотрены вопросы необходимости учителя, а также взаимоотношений гуру и ученика. В качестве источников информации использовались основные, самые известные тексты по йоге. Конечно, приведение заключений из текстов различных направлений расширило бы картину, и нужное дополнение обязательно появится, если это будет необходимо.

Понятие «гуру».

Один из фундаментальных текстов по хатха-йоге «Хатха-йога Прадипика» [1] начинается со шлоки «Приветствие Шиве», которая звучит:
«Приветствуем тебя, славного изначального гуру Шри Адинатха, принесшего людям знания хатха-йоги, которые освещают путь наверх для тех, кто желает подняться к наивысшему уровню йоги, к раджа-йоге».
Здесь Шри Адинатх – одно из имён Господа Шивы, высшего космического сознания, являющегося первоначальным источником, из которого возникли мироздание и чувствующие существа. Это та сила, которая обитает во всём, известная как гуру, потому что, когда появляется понимание его существования, это понимание выводит человека из темноты невежества на свет реальности.
Понятие «гуру» понимается в современном мире, как наставник, учитель, мастер. Адвая-тарака-упанишада даёт эзотерическое объяснение слова «гуру». Говорится, что слог «гу» означает «мрак», а «ру» — «рассеиватель», следовательно, гуру является тем, кто рассеивает мрак духовного невежества. То же описывается и в другом фундаментальном текте «Йога Дипике» Б.К.С. Айенгара [2]. По другим источникам слово «гуру» происходит от корня «гри» (призывать, почитать), а также подобно корню «гур» (возвышать, возносить, усиливать). Как существительное слово «гуру» можно перевести, как «тот, кто наделяет знаниями». Как прилагательное оно означает «изобильное», «заполненное знаниями», «обилие в духовной мудрости». Также можно встретить определение гуру как «тяжёлый», «наполненный знаниями».

Кто есть гуру?

Сутра 1-26 «Йога-сутр» Патанджали [3] говорит, что «В действительности Бог – первоучитель. Он источник Руководства для всех учителей прошлого, настоящего и будущего». Таким образом, гуру в виде частицы Бога есть в каждом живом существе. Этот элемент, присутствующий в каждом из нас, называется гуру таттва.
Гуру таттва – самый чистый и высший элемент, не подверженный времени и пространству, не исчезающий во время смерти, а следующий с нами из жизни в жизнь.

Поэтому существуют понятия внутреннего и внешнего гуру. Истинный учитель существует внутри каждого существа, однако, чтобы услышать его тихий голос, необходимо убрать все волнения ума. Ума, который постоянно отвлекается желаниями, страстями и амбициями. Мы непрерывно испытываем те или иные эмоции, получаем впечатления, а ум постоянно это всё перерабатывает. Как же остановить этот конвейер без понимания природы этих волнений?
Только человек, в совершенстве овладевший законами, управляющими умом, телом и духом, сможет объяснить, как устранить негативные ментальные паттерны, ограждающие нас от внутреннего гуру. Только внешний гуру способен проявить внутреннего гуру, как часть нашей собственной личности. Как сказано в тексте «Свет на взаимоотношения Гуру и ученика» [4], вся традиция гуру и учеников существует для этой цели.

В физическом теле гуру таттва представлена агья чакрой. Через этот центр мы получаем команды от внешнего гуру. Когда человек научится отчётливо слышать команды гуру в межбровном центре, тогда он сможет постепенно осознавать тонкую и причинную форму гуру таттвы. И она станет частью его реальности. [5]

Гуру может стать учитель, состоящий в традиции йоги, парампаре. Чтобы человек стал гуру, необходимо, чтобы линия передачи возложила на него такие функции. Путь будущего гуру должен чётко прослеживаться: рождение, обучение, вхождение в традицию и только после этого, возведение в статус гуру. Он может давать ученикам духовную работу (садхану) и благословения.

Гуру в практике йоги

В отличие от инструкторов йоги, которые имеют ориентацию на учеников, иными словами, клиентноориентированы, гуру передаёт свои знания, работая в интересах парампары. [6]</p

Парампара буквально означает «один за другим» или «последовательность». Этим словом называют передачу наследия йоги от учителя к ученику, а также линию преемственности. В Индии существует множество традиций и линий передач, многие из которых исчисляют свою историю тысячами лет, а некоторые возникли сравнительно недавно или, наоборот, перестали существовать. Со временем в традицию что-то добавляется, что-то выбрасывается или изменяется. Именно продолжительность парампары и её живучесть (наличие реализованных личностей в линии передачи) является критерием доверия для духовного искателя.

В своём письме ученику Шивам Шантам Сундарам так описывает парампару: «Секретные практики в традиции никогда не публикуются в книгах и не разглашаются в иной форме. Секретные практики обычно не передаются, пока ученик в совершенстве не овладеет криями и дхьяной. Садхаки желающие таких практик должны соблюдать правила. В традиции в первую очередь ценятся взаимное доверие, совместная работа, самоотверженность и терпение. Поэтому традиция остаётся священной и эффективной. Моя традиция идёт от Шри Ади Шанкарачарьи. Благодаря его благословениям мы наслаждаемся истиной, спокойствием и красотой». [5]

В Куларнава тантре повествуется о шести типах гуру:
1. Прерака – «подгоняющий», кто пробуждает любопытство в будущем последователе, подводя его к посвящению;
2. Сучака – «указующий», кто выделяет тот вид духовной дисциплины, которой соответствует посвящаемый;
3. Вачака – «толкующий», кто разъясняет духовный процесс и его цель;
4. Даршака – «показывающий», кто знакомит с подробностями самого процесса;
5. Шикшака – «учитель», кто наставляет в данной садхане;
6. Бодхака – «просвещающий», кто «зажигает в ученике светильник умственного и духовного знания».

Гуру – это не просто учитель йоги. Только он может просветить душу ученика за счёт яркости своего собственного раскрытого духа. Он отражает блеск духа ученика, и то, что ученик видит в гуру, есть, в действительности, собственное Я ученика. [4]
В [5] говорится, что гуру – это не общественная необходимость. Он не является символом определённого статуса в обществе, как, например, машина или дом, которые можно сменить, если подвернётся что-нибудь получше. Гуру – это не мусорная корзина, в которую можно скидывать весь свой негатив и неврозы. Он есть чистый светящийся дух, уничтожающий тьму, совершенный идеал, к которому должен стремиться каждый. Его обитель – это дух, и он появляется в нашей жизни, чтобы привести нас в свою обитель. Если связь установлена однажды, то ни время, ни смерть не смогут разрушить её. Это вечный союз. Гуру остаётся с вами жизнь за жизнью.

В то же время существует и другая классификация гуру:

1. Йоги гуру – тот, кто в совершенстве овладел наукой йоги, благодаря продолжительной и упорной садхане. Такой наставник хорошо знает законы, которые управляют телом и умом, и живёт в соответствии с этими законами. Для него ум и тело – два основных инструмента, которыми следует овладеть в совершенстве прежде, чем продвигаться в духовной жизни. Вся жизнь такого гуру является выражением йоги, и это отражается в его поступках, словах и привычках. Йоги гуру систематически применяет практики йоги, контролируя тело, затем ум, а затем выходя за пределы тела и ума. Овладев этими практиками в совершенстве, он может учить им других, передавая знания в соответствии со способностями каждого конкретного ученика. В отличие от йоги гуру, инструктор йоги сам ещё находится в процессе овладения своим телом, умом и духом. Йоги гуру часто обладает знаниями в области тантры и философии, и может учить избранных учеников этим продвинутым практикам.

2. Гьяни гуру – тот, кто обладает глубоким знанием различных священных писаний. Он даёт подробные разъяснения писаний и тем самым стимулирует и удовлетворяет интеллект ученика. Интеллект – это сфера деятельности такого гуру, и он вдохновляет учеников в совершенстве развить свои ментальные способности. Гьяни гуру глубоко понимает связь древних истин с реалиями наших дней. Такой гуру, возможно, не развил в себе психических сил, но зато в его личности отражается благоразумие и мудрость. Для таког гуру жизнь – бесконечный процесс обучения. Такой путь предназначен для людей с глубоко рациональным складом ума. Гьяни гуру учит выходить за пределы обычного ума, нейтрализовать ум, чтобы пробудить интуитивное знание. С ростом интеллекта часто ученик остаётся с большим запасом знаний, но с нулевым запасом опыта. Это можно исправить путём синтеза практик, то есть добавить в практику йогическую садхану.

3. Тантрический гуру – синтез йоги, гьяни и тантрика. Такой гуру является хозяином своего ума, который он использует в совершенстве, как инструмент. Часто такие гуру имеют различные сиддхи, однако используют их с осторожностью и только в самых необходимых случаях в соответствии с естественными законами, не нарушая природного баланса. Когда ученик приходит к тантрическому гуру, гуру изучает карму и уровень эволюции ученика. И в соответствии с этим, гуру даёт ученику определённую садхану. Метод обучения такого гуру – прямая передача. Гуру постоянно передаёт мысли и затем наблюдает, где возникают преграды, которые мешают энергии течь свободно.

4. Брахмаништха гуру – это учитель, который полностью утвердился в высшем сознании. Его также называют «дживанмукти» или освобождённым при жизни. Его больше не интересует ни обучение других, ни какая-либо просветительская деятельность, он полностью поглощён в высшее сознание. Его существо является проявлением чистого духа, он живёт в полной внешней и внутренней тишине. Его учения просты и коротки, и иногда могут показаться бессмысленными. Однако люди стекаются к брахмаништха гуру, часто сталкиваясь с чудесными событиями в своей жизни. Такой гуру является живым примером бесконечных возможностей, которые присущи каждому с рождения. Несмотря на то, что дживанмукти полностью поглощён в себя, он способен пробудить в людях веру, преданность и самопожертвование, а также обратить взор человека внутрь. Настоящим примером брахмаништха гуру является Рамана Махариши.

 

Начало отношений гуру и ученика.

По словам Мирче Элиаде, «Йогу характеризует не только практическая сторона, но также присущая ей система посвящения». Система йоги предполагает руководство наставника, который обладает личным опытом приобщения к тайнам йогического пути. Поэтому, в отличие от «популярной» йоги от западных преподавателей, исконная йога никогда не была самодеятельностью. Согласно Кура-арнава-тантре, невозможно обрести просветление, освобождение без дикши (посвящения), и не может быть никакого действительного посвящения без подходящего учителя. [4] Слово «дикша» образовано от сочетания двух слов, корень «дикс», что означает передавать, и корень «дакс», который означает расти, становиться сильнее.

Многое из того, что передаёт гуру ученику, является духовной передачей (санчара). Такая передача, при которой гуру в буквальном смысле производит инициацию ученика через передачу сознания, является стержнем процесса посвящения. Этот процесс создаёт особую духовную связь между гуру и учеником, которая представляет собой невообразимую ответственность со стороны учителя и испытание для ученика. Таким образом, ученик становится частью парампары, линии передачи, своего учителя, которая понимается как цепь преемствования, что превосходит пространственно-временной мир.

Система инициации учитель-ученик относится к раннему ведийскому периоду (4500-2500 гг. до н.э.), когда юноша должен был проводить свои юные и отроческие годы в доме учителя священных писаний. Ведийская мудрость передавалась устно, что требовало тщательного запоминания. Установленное отношение между учителем и учеником, которое стала традиционной системой воспитания в Индии, называется гуру-кула («дом (семья) учителя»). Его обоснование содержится в древней Тайттирия-упанишаде, где говорится:
«Учитель – предшествующий элемент, ученик – последующий элемент, знание – соединение, наставление – средство соединения».

В обществе богопознавшего учителя практикующий непрерывно находится под воздействием одухотворённого тела-ума гуру. Посредством «заражения» его или её собственное физическое и психическое существо постепенно преображается, трансформируется. Иными словами, ускоренный биологический ритм гуру ускоряет ритм колебаний (вибрацию) ученика. Чтобы этот процесс был по-настоящему действенным, ученик должен сотрудничать с гуру, что происходит, когда учитель становится центром внимания. Это и есть великий принцип сат-санга. Сат-санга – высшее средство освобождения в гуру-йоге, а так как гуру неразрывно связан с йогической практикой, сат-санга практикуется во всех школах йоги. [4]

Посвящение может быть разным видов, наиболее известна мантра дикша, или посвящение в мантру. Гуру закладывает зерно в виде мантры, в глубины сознания ученика. Со временем это зерно прорастает, распускается и цветёт, освещая внутренний мир ученика. На физическом уровне это только звук, но на более глубоком уровне мантра резонирует с космическими вибрациями. Она образует связующее звено между гуру и учеником.

Отношение гуру и ученика.

Вступление в сознательную связь с Сущим в образе учителя означает нечто большее, чем сосредоточение внимания на гуру в общепринятом смысле. Здесь имеется преданность учителю, любовь к нему. В йога-шикха-упанишаде говорится:
«Нет никого величественнее гуру во всех трёх мирах. Это он дарует «божественное знание» (дивья-джняна), и почитание его должно отличаться высшей преданностью». [4]

Преданность гуру ведёт к полному слиянию с ним. Если преданность и самоотдача совершенны, ученик растворяется в гуру. Такому ученику не нужно больше практиковать асаны, пранаямы и крийя йогу, так как он перестаёт существовать. Сложность состоит в том, что для обретения такой глубокой связи не существует методов. Используя определённые техники, ученик действует как отдельное существо, а при обретении преданности обособленность исчезает. Что же мешает ученику стать истинно преданным? Ответ прост – это наше эго. Эго является защитным механизмом, охраняющим каждого человека, который часто помогает в повседневной жизни. Однако в отношениях с гуру и в духовной жизни, эго – самая большая преграда. Оно понимает, что сильно пострадает от преданности, поэтому происходит постоянная борьба между преданностью гуру и преданностью эго. Но если ученик сможет осознать этот защитный механизм и понять работу эго, оно начинает растворяться. [5]

Во многих текстах подчёркивается равнозначность поклонения учителю и Божественному. Более того, существует, по меньшей мере, два произведения, посвящённые исключительно теме преданности духовному наставнику. Первое, исходящее из традиции индуизма, – это Гуру-гита. Второе произведение – буддийский текст Гурупанчашикха Ашвагхоши. [4]

Вторая шлока Хатха-Йога Прадипики [1] говорит, что «распростёршись сначала перед гуру, йог Сватмарама передаёт знания хатха-йоги только ради высшего состояния йоги (раджа-йоги)». Из этой шлоки мы видим, что йог Сватмарама, простираясь перед практикой перед гуру, указывает на то, что он является лишь инструментом для передачи знаний, которые должны быть сообщены ищущим.
Но и ищущие бывают разные. Шива-самхита различает четыре типа соискателей:

1. Мриду (слабого ученика) характеризуют как вялого, глупого, несдержанного, робкого, дурного, несамостоятельного, грубого, невоспитанного и бездеятельного. Такой ученик подходит для мантра-йоги – созерцательного повторения священного слога или предложения.

2. Мадхъя (средний ученик) наделён средним кругозором, терпением, стремлением к добродетели, приятной речью и склонностью придерживаться середины во всех начинаниях. Он способен практиковать лайя-йогу – путь созерцательного углубления и работы с тонкой энергией.

3. Адхиматра (исключительный учащийся) проявляет твёрдое понимание, способность к созерцательному углублению, уверенность в себе, широту кругозора, мужество, живость, верность, готовность кланяться к стопам учителя и находить удовольствие в практике йоги. Такой ученик подходит для практики хатха-йоги.

4. Адхиматра тама (неподражаемый ученик) характеризуется не менее 21 свойствами: огромная энергия, энтузиазм, обаяние, героизм, знание священных текстов, склонность к практике, свобода от иллюзий, аккуратность, тв1рдость, вмеренность в еде, самообладание, бесстрашие, чистота, сообразительность, надёжность, вдумчивость, готовность делать всё, что требуется учителем, терпение, благовоспитанность, соблюдение закона дхармы, способность преодолевать трудности практики, благозвучная речь, вера в священные тексты, готовность поклоняться Богу и гуру, знание обетов в соответствии с его или её уровнем практики. Адхиматра тама может практиковать все виды йоги. [4]

Гуру в практике йоги

Какой бы одарённый ни был ученик, на его пути могут встречаться огорчения и трудности, которые могут быть устранены с помощью гуру. Если ученик полностью предан учителю, его разум становится един с разумом гуру. Тогда гуру может направлять его не только в сознательном состоянии, но и в глубокой медитации. Через непреклонное послушание ученик тренирует свой сознательный, подсознательный и бессознательный ум принимать команд гуру. В глубоких состояниях медитации ученик может не контролировать свой опыт. В такие моменты гуру укажет верное направление, но, чтобы добиться такой связи, нужно полностью следовать его указаниям. Через верность и послушание ученик становится эффективным инструментом гуру на всех уровнях. [5]

Может ли получиться так, что ученик имеет несколько гуру? Свами Сатьянанда Сарасвати в [5] ясно говорит о том, что гуру должен быть один. По его словам, ученик должен обладать постоянством и придерживаться одной мантры, одной садханы и одного гуру. Поиски слабостей своего гуру приводят к тому, что ученик оставляет нынешнего учителя в поисках лучшего. Однако эти метания являются происками беспокойного ума. Найдя нового гуру, ученик оставит и его через некоторое время. Такая нестабильность не может способствовать духовному развитию, поэтому Свами Сатьянанда говорит о преданности одному гуру, так как только так можно углублять эту связь на всех уровнях. Это не исключает наличие нескольких учителей, которые могут поделиться знаниями и опытом в различных сферах, в которых гуру не так компетентен. Часто гуру может отправить садхаку учиться той или иной дисциплине у другого учителя. Но этот учитель не становится гуру для ученика.

В [8] приведена притча о том, как у одной женщины было три сына, каждый из которых избрал почтенного Риши, как Гуру. Но один из сыновей захотел приумножить свои силы и попросил двух других Риши также быть гуру для него, не слушая предупреждения матери. Пришло время, когда Риши начали учить трёх молодцов летать. Третий сын просил двух прочих Риши усилить его полёты, чтобы опередить братьев. Но вихри, посланные из трёх мест, скрестились и легкомысленный был растерзан в воздухе. Между тем, как братья его летели благополучно по направлению избранного ими Риши.

Какие же могут быть отношения между гуру и учеником? Для начала необходимо понимать, что эти отношения не поддаются логике, так как философия, которая стоит за этими отношениями, абстрактна и непостижима. Но основа их – преданность, для пробуждения которой ученик может использовать одну из четырёх бхав, или настроений.

1. Дасья бхава. В таком типе отношений ученик является слугой, а гуру – хозяином. Для ученика не существует сложных заданий, его долг – служить, и больше его ничего не беспокоит. Примером таких отношения служат отношения Господа Рамы и Ханумана. Ученика-слушу не интересуют мотивы и суждения гуру, он просто выполняет наставления, оставляя всё на волю гуру.

2. Ватсалья бхава. Этот тип описывает отношения отца с сыном или дочерью.Отец представляет из себя символ мудрости, знания и опыта, и ребёнок всегда следует словам отца в знак любви и преданности.

3. Ишвара бхава. Это отношения между преданным и Богом. Гуру представляет собой непостижимое Божество, а ученик – его преданного. В этом случае ученик практкует бхакти-йогу в отношении учителя, он поклоняется гуру как высшему существу и, в итоге, сливается с ним.

4. Мадхурья или сакха бхава. Такой тип описывает отношения между лучшими друзьями, которые достигли полного понимания, блгаодаря своей любви и привязанности друг к другу. Примером таких отношения является дружьа Арджуны и Кришны, Кришны и Радхи, Кришны и гопи.

Так ученик использует своё отношение или бхаву как инструмент для укрепления связи с гуру. Отношения, которые выбирает ученик, соответствуют его обычной личности, и поэтому их легче выразить. [5]

Необходимость гуру

В Йога-сутрах Патанджали [3] приводит доказательства необходимости гуру. Например, в комментариях к сутре 2-46 говорится: «Краткость поданных ниже инструкций объясняется тем, что упражнения изучаются под непосредственным руководством учителя». В свою очередь, Свами Сватмарама в «Хатха-йога прадипике» [1] пишет в шлоке 14: «Таким образом, проживающий в уединённом месте и освободившийся от мыслей (излишнего умствования), йог должен практиковать под руководством гуру». Часть о руководстве гуру является, вероятно, наиболее важной частью всего текста. В подавляющем большинстве текстов по йоге встречается это наставление. В Шива самхите говорится: «Обретя гуру, практикуй йогу. Без гуру ничто не может быть благоприятным». В Сканда пуране говорится: «Систематичным ступеням йоги можно научиться только от знающего гуру». Йога биджа также говорит, что «тот, кто желает практиковать йогу, должен найти знающего гуру».

Таким образом, гуру является наиболее жизненным элементом садханы. Именно он инструктирует ученика, как следует выполнять духовную практику. Гуру знает, как справиться со всеми индивидуальными проблемами отдельного ученика в соответствии с его личной эволюцией. Мы очень мало знаем о механизмах функционирования нашего тела и практически не осознаём свои ментальные возможности. Сознание подобно айсбергу, у которого мы можем видеть только его надводную часть, и в силу ограниченности своего восприятия мы не можем понять, как йога способствует развитию духа из этого грубого тела и из низших уровней сознания. Поэтому, когда человек занимается садханой, очень важно иметь руководство гуру – того, кто хорошо понимает процесс духовного раскрытия. [1]

В Хатха-йога Прадипике приведены шесть факторов, приносящих успех в йоге:

1. Намерение
2. Упорство
3. Способность различения
4. Непоколебимая вера
5. Бесстрашие
6. Избегание компаний обычных людей

Как видно, одним из факторов является непоколебимая вера в гуру и реальность является важным инструментом для садхаки. Свами Сватмарама добавляет: «Если вы сомневаетесь в своём гуру, как вы можете преуспеть в том, чему он учит вас? Если вы потеряли веру в своего гуру, для вас нет никакой надежды преуспеть в йоге. Абсолютная вера во все, что он говорит и делает, — вот единственный ключ, которым можно отпереть дверь к высшему переживанию».

Когда не нужен гуру?

Однако учитель нужен не всегда. И речь идёт не только о великих просветлённых личностях, которые смогли переступить через все преграды и прийти к Истине. Учитель появляется, когда готов ученик. Это означает, что пока человек имеет зависимости, полон эгоистичных желаний, не живёт осознанно, вряд ли какой-нибудь учитель возьмёт его в ученики, а скорее отправит готовить себя: своё тело и ум. Конечно, под учителем здесь не подразумеваются псевдо-гуру, построившие свой бизнес на высасывании денег из приезжих, желающих просветиться.

Однако многие утверждают, что в гуру нет необходимости, так как истинный гуру внутри нас. Это так. Но многие ли способны слышать своего внутреннего гуру и ясно понимать его инструкции? Как было написано выше, необходимо убрать любые волнения ума, чтобы услышать тихий голос внутреннего гуру. В случае успеха надобность во внешнем гуру может и отпасть.

Как в современном мире?

С приходом йоги на запад и популяризации этой традиции, с появлением большого количества учителей и инструкторов в странах Запада, люди практикуют асаны и зачастую не задумываются о других аспектах этого многогранного учения. Однако из тех, кто задумывается есть немало людей, отправившихся к Индию или Непал в поисках гуру. Таким образом, спрос создал нишу ложных гуру, дающих определённые, ограниченные знания за хорошие деньги, либо просто обманывающих приезжих. Западный мир мало осведомлён обо всей глубине и святости отношений между гуру и учеником, поэтому так часто можно встретить гуру, демонстрирующих сиддхи, привлекая клиентов.

Другие же, кому посчастливилось обрести учителя, часто хотят быстрого просветления и сходят с духовного пути, не получив желаемого за короткие сроки.

Есть мнение, что гуру не нужно искать. Эта встреча происходит как будто сама собой, когда оба готовы. Поэтому лучшее, что может делать ученик, – это готовить себя самостоятельно на физическом, ментальном и эмоциональном планах. То есть необходима регулярная практика асан, утверждение в принципах ямы и ниямы, работа с сознанием и развитие осознанности. Это довольно обширная работа, которая займёт длительное время, но по итогу, благодаря развитому восприятию и интуиции ученик сможет распознать своего гуру, когда придёт подходящий момент.

Что касается индийских семей, там у многих есть свой семейный гуру, который даёт важные советы и указания, и считается частью семьи. [5] С ним советуются насчёт разных вопросов, и это обычные семейные люди, которые выработали полезную самскару в необходимости гуру, передающуюся из поколения в поколение.

Заключение

В йоге, как в любой системе самосовершенствования, человек рано или поздно сталкивается с собственным эго. По опыту многих древних культур и систем преодолеть эго самостоятельно могут лишь просветлённые личности. Помимо этого, на определённом этапе развития йога может вымывать из души такие вещи, что человек не сможет себя контролировать. Тогда нужна авторитетная личность, которая понимает, что происходит с адептом. Конечно, можно заниматься йогой самостоятельно, но возникают большие сомнения, что, когда адепт столкнётся с собой, ему удастся себя побороть. [7]

В Хатха-йога Прадипике (шлока 40) говорится, что достижение совершенства требует двенадцати лет садханы под руководством гуру. Если у вас нет гуру и вы сидите в позе 112 лет, вы можете продвинуться незначительно, если только вы уже не являетесь просветлённым. [1] Путь к себе узок как лезвие бритвы, и на нём много ловушек. Это долго путешествие, кроме того, мы даже не знаем, где находится конечный пункт назначения. Поэтому необходимо найти того, кто уже прошёл этот путь и достиг его конечной точки, того, кто сможет вести нас по этому пути. [5]

Однако, как было отмечено выше, учитель необходим не всем и не всегда. Наверно, от этого конфликта возникли понятия «духовной» и «недуховной» йоги. Без духовной составляющей человек может заниматься асанами, дыхательными практиками, улучшением концентрации, следуя указаниям инструктора йоги или тематических книг.

Однако, желающий и готовый к более глубокому погружению ученик в определённый момент столкнётся с необходимостью личности гуру в своей жизни, так как по пути внутрь себя может вести только человек со способностью духовного видения. Важно помнить, что каждый находит гуру в соответствии со своим уровнем эволюции. Поэтому, чтобы соответствовать гуру высокого уровня развития, уровень ученика должен быть соответствующим. Таким образом, ещё непосвящённый человек должен заниматься собственным развитием, черпая информацию из общедоступных источников, переведённой литературы, а также учителей в его городе и стране. В наше время в России, Европе, Америке живут многие ученики великих индийских гуру, которые могут поделиться знаниями. И если ваше намерение сильно и уровень сознания достаточно высок, вы несомненно обретёте гуру и продолжите утверждаться и углубляться в практике йоги.

 

Источники.
1. Хатха-йога Прадипика. Свами Сватмарама.
2. Йога дипика. Б.К.С. Айенгар.
3. Йога-сутры Патанджали.
4. Энциклопедия йоги. Георг Ферштайн.
5. Свет на взаимоотношения Гуру и ученика. Свами Сатьянанда Сарасвати.
6. Интервью Дениса Заенчковского  cсылка vk
7. Лекция Андрея Вербы. «Гуру-йога. Гуру, зачем они нужны?» ссылка youtube
8. Притчи из «Агни-Йоги»